Главная

Стратегия СамГТУ

Раздел 1. Общие положения

1.Цель создания Стратегии развития ИТ-инфраструктуры ФГБОУ ВПО «СамГТУ» (далее — Стратегии) — повышение эффективности работы системы управления информационными ресурсами Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный технический университет» (далее — Университет).

2.Стратегия содержит задачи, связанные с обеспечением целостности всей системы управления информационными ресурсами, а также повышением эффективности работы подразделений, обеспечивающих сопровождение и развитие указанной системы. Поставлены задачи реорганизации структуры ИТ-подразделений и совершенствования нормативной базы, определяющей порядок выполнения постоянных функций и разовых проектов.

3.В Стратегии определяются основные направления использования информационных ресурсов. Приведена оценка существующего состояния отдельных систем по состоянию на конец 2011 года, сформулированы основные требования к системам и поставлены главные задачи их развития на 2012 год и на перспективу.

4.Основные положения Стратегии являются базовыми для разработки новых проектов, планирования работ информационных центров и организации сопровождения.

5.Положения Стратегии являются основой решения вопросов и задач, связанных с информационным обеспечением деятельности университета и его отдельных подразделений.

Раздел 2. Задачи реорганизации структуры ИТ-подразделений университета

Сегодня в университете имеется целый ряд ИТ-подразделений и специалистов, действующих более или менее автономно без должного уровня координации. Отсутствует единая система анализа и планирования, отсутствуют единые требования и нормативы при обеспечении работ и оплате результатов. Квалификация специалистов также не оценивается и подчас не контролируется.

ИВЦ является самым большим локальным ИТ-подразделением, которое отличается от остальных только количественно. Статус центра не позволяет устанавливать общие правила и обеспечивать высокую эффективность работы всех ИТ-подразделений университета. Некоторая централизация по факту присутствует, но она не имеет официальной основы.

Вместе с тем, для обеспечения целостности системы необходимо координировать работу отдельных групп, обеспечивая сбалансированное развитие всей системы, направляя усилия на наиболее слабые участки, маневрируя силами и средствами. Для этой цели должен существовать компетентный и ответственный центр, который свободен от задач сопровождения и выполняет функции анализа и планирования.

С учетом сказанного должны быть решены следующие задачи:

1.Необходимо создать «Управление информатизации и телекоммуникаций» (УИТ), в которое вошли бы наиболее квалифицированные специалисты по направлениям. УИТ подчиняется непосредственно ректорату и работает над созданием и воплощением в жизнь Стратегии, утвержденной ректоратом и Ученым советом. УИТ получает статус планирующего и контролирующего органа, который один несет ответственность за качество состояния и развития ИТ-систем университета. Одновременно он получает права контроля и управления деятельностью локальных ИТ-подразделений вплоть до оценки квалификации сотрудников и оптимизации штатного расписания, уровня оплаты за определенные виды работ и так далее.

2.Необходимо оптимизировать список ИТ-подразделений, включая ИВЦ университета и ИЦ факультетов с тем, чтобы выровнять их загрузку, обеспеченность ресурсами и квалифицированными кадрами. Структура ИТ-подразделений должна быть приведена к виду, соответствующему актуальным задачам по сопровождению и развитию всех информационных систем университета, которые обозначены в Стратегии. В случае необходимости часть отделов ИВЦ должна перейти в соответствующие Управления университета при сохранении контроля за их деятельностью со стороны УИТ. С учетом опыта, накопленного в ряде ИТ-подразделений, их деятельность может быть сконцентрирована на частных задачах, что позволит повысить уровень эффективности работ.

3.Силами УИТ необходимо разработать ряд стратегических проектов по основным направлениям и обеспечить их реализацию силами ИТ-подразделений:
- Проект реорганизации компьютерной сети
- План-проект оснащения учебного процесса средствами ИТ
- Проект развития АСУ университет
- Проект использования комплекса высокопроизводительных вычислений
- Проект совершенствования интернет-образа университета
- Проект интеграции методических информационных ресурсов

4.С целью разгрузки ИВЦ и повышения эффективности работы ИТ-подразделений необходимо разработать и реализовать следующие проекты:
- Передача функций управления информационными ресурсами учебного процесса в отделы Управления высшего и послевузовского образования (кроме комплексов АСУ).
- Передача функций сопровождения системы «1С: Бухгалтерия» в отделы Управления бухгалтерского учета и финансового контроля.
- Создание на базе ИВЦ Центра коммуникационных систем и передача ему функций, связанных с развитием интернет и телефонии.
- Привлечение ИЦ ФГО к выполнению работ по информационному сопровождению портала и сайтов Университета.
- Освоение комплекса высокопроизводительных вычислений (кластера) с привлечением высококвалифицированных специалистов кафедр Университета.

5.Всем ИТ-подразделениям необходимо скорректировать и утвердить Положения о подразделениях, штатные расписания и должностные инструкции, план работ на 2012 год с обоснованием необходимых материальных и финансовых затрат. На основе планов подразделений УИТ необходимо сформировать, обеспечить и контролировать выполнение сводного плана развития ИТ-систем университета.

Раздел 3. Задачи развития средств коммуникации

К средствам коммуникации относятся информационная сеть, интернет, телефонная связь. Средства коммуникации обслуживают все основные системы университета, причем характер территориального распределения учебных, научных и административных систем и рабочих мест требует единообразного подхода к обеспечению потребностей пользователей. Архитектура сети и организация ее обслуживания существенно влияют на качество работы всех основных систем вуза.

Общая оценка Информационной сети университета, данная специалистами ИВЦ и внешними аудиторами, примерно совпадает. Сегодня сеть удовлетворяет минимальным потребностям университета, однако с учетом перспективы нужно кардинально повысить качество сети и ее составляющих.

Сеть исторически создавалась постепенно, без единого проекта, что отражается в ее структуре. Отсутствуют общие архитектурные решения, в каждом фрагменте применяются уникальные аппаратные, программные и сетевые решения. Каждый фрагмент построен по собственной схеме. Это затрудняет обслуживание сети, резко снижает возможность маневра оборудованием, плохо влияет на обеспечение безопасности, надежности и качества в целом.

Актуальной задачей является обеспечение коллективного использования лицензионного программного обеспечения в режиме разделения времени из разных классов одного корпуса (а лучше - из любого корпуса). Для решения этой задачи также необходимо реорганизовать архитектуру информационной сети.

С учетом опыта других университетов и практики работы ИВЦ для развития и сопровождения средств коммуникации целесообразно сформировать Центр коммуникационных систем, подчиненный непосредственно УИТ.

Раздел 4. Задачи оснащения учебного процесса информационными ресурсами

Значительная часть информационной техники обслуживает учебный процесс. В компьютерных классах и лабораториях проводятся занятия, в библиотеке студенты выполняют самостоятельную работу, интернет-ресурсы позволяют проходить тестирование. Сложность задачи обеспечения учебного процесса техническими и программными средствами заключается в большом количестве вариантов, среди которых необходимо найти и реализовать близкий к оптимальному.

Основная проблема качества использования компьютерных классов — их многочисленность при относительно слабой загрузке. Анализ, проведенный в 2008 году, показал, что в передовых классах загрузка составляет до 60 часов в неделю и более, а в среднем по университету — порядка 19-20 часов в неделю. Это означает, что количество классов превышает необходимое в 2-3 раза.

К 2009 году в результате проведенной ИВЦ работы было ликвидировано около 20 классов с минимальной загрузкой, а техника была передана на другие объекты. Однако дальнейшее движение в этом направлении прекратилось и университет по-прежнему несет избыточные расходы на технику и лицензионное программное обеспечение там, где их можно было бы избежать.

Другой проблемой учебного процесса является низкий уровень использования терминальных систем. Было продемонстрировано как минимум два варианта решения этой задачи. В первом случае в качестве терминалов использовались старые компьютеры Pentium I, а во втором случае — терминальные системы на базе "тонких" клиентов.

Здесь также просматривается значительная экономия средств без потери качества учебного процесса. По крайней мере треть техники учебного процесса могла бы быть переведена в терминальный вариант.

Отдельный вопрос — возможность использования многопользовательских версий программного обеспечения с возможностью диспетчирования. Целый ряд программ, которыми пользуются студенты и сотрудники, включается периодически на короткое время. Вместо того, чтобы ставить их на каждый компьютер, можно организовать подключение к серверу, где расположено некоторое достаточное количество этих программ. Экономия средств в этом варианте весьма значительная. Одновременно можно было бы расширить список программ, которые становятся доступными пользователям.

Несколько лет назад проводились конкурсы на мультимедийные разработки, используемые в учебном процессе. Конкурсы вызвали горячий интерес со стороны преподавателей. Следует возобновить практику проведения конкурсов и наладить работу по обмену передового опыта по созданию и использованию информационных технологий в учебном процессе.

На протяжении ряда лет в университете по инициативе ИВЦ созданы информационные центры. Сегодня уверенно можно продемонстрировать их эффективность на примере ИЦ ЭТФ (Проценко А.Н.), ТЭФ (Кудинова М.Д.), ФмиАТ (Сорокин И.П.). Менее эффективно работают центры ХТФ, ФГО, ФТФ, ФАИТ. Однако оставшиеся факультеты вообще не имеют информационных центров, интеграция близких по предметному направлению кафедр не проводится.

Основным подразделением, координирующим работу факультетских центров и кафедр должен стать Информационный отдел Управления высшего и послевузовского образования.

Практика показывает, что активность преподавателей и инженеров кафедр в направлении совершенствования учебной базы достаточно высока, поэтому для повышения эффективности информационных систем в учебном процессе нередко достаточно лишь поддерживать и направлять стихийные процессы развития, не вкладывая средства в разработку или приобретение систем.

Раздел 5. Задачи развития АСУ ВУЗ

Организация учебной, методической и научной работы, а также вспомогательных процессов управления контингентом и ресурсами требует создания и развития мощной автоматизированной системы управления вузом. В отличие от других информационных систем, в АСУ главной составляющей являются не компьютеры и не программы, а организационные решения и базы данных.

АСУ ВУЗ СамГТУ относится к довольно развитым системам по сравнению с другими вузами. Однако качество работы АСУ остается недостаточно высоким. Системы разрабатывались в ускоренном темпе, малыми силами, как правило не проходили тестирования, поэтому сложилась практика внедрения незавершенного продукта с вытекающими отсюда проблемами.

Системы и комплексы АСУ ВУЗ являются инструментом, с помощью которого старые подходы в управлении процессами постепенно заменяются на новые. Выверяется информация, заменяются неоптимальные процедуры, создается новая традиция. Все это требует времени, приведения в порядок огромной массы информации и вызывает сопротивление со стороны некоторой части сотрудников.

Структура АСУ ВУЗ в настоящее время может быть представлена следующими крупными системами, находящимися в разной степени готовности:

  • Система управления основными показателями
  • Система управления научными исследованиями
  • Система управления методической подготовкой
  • Система управления учебным процессом
  • Система управления контингентом
  • Система управления материальными ресурсами
  • Система оперативного и бухгалтерского учета

С февраля 2011 года выполняется внедрение системы ИСУ ВУЗ, разработанной университетом управления ТИСБИ (г. Казань). Продолжает развиваться система Наука.

Стратегической задачей развития АСУ ВУЗ является задача сосредоточения усилий ИВЦ на внедрении новых систем и комплексов. Для этого необходимо передать часть освоенных систем в соответствующие подразделения. Речь идет прежде всего о задачах бухгалтерского учета и о закрытой сети «Отдел кадров — ППО».

Раздел 6. Задачи организации работ комплекса высокопроизводительных вычислений (кластера)

Практически на всех выпускающих кафедрах, а также в специализированных центрах ведется научно-исследовательская работа, результаты которой затем используются в учебном процессе. Моделирование и расчеты требуют применения уникального программного обеспечения и мощной техники. Обилие возможных подходов требует формирования типовых технологических концепций по отдельным направлениям исследований с целью обеспечения многократного использования приобретаемого оборудования и программ.

В 2012 году наиболее важной задачей в этом направлении является задача организации работ кластера. Для этого необходимо провести работу по анализу задач, решаемых в научных коллективах, изучить опыт других вузов, провести работу среди преподавателей и инженеров по пропаганде новых методов.

Одновременно остается актуальной задача сбора сведений о работе научных коллективов. Необходимо точно знать, где и какая техника используется, какое программное обеспечение применяется. Важно было бы проанализировать научно-технический потенциал СамГТУ в сравнении с потенциалом лидеров в тех или иных научных направлениях. Не исключено, что по ряду направлений Университет отстает от "конкурентов" или пользуется устаревшими, малоперспективными технологиями.

Раздел 7. Задачи совершенствования web-ресурсов

В этот класс входят портал и сайты, а также некоторые специальные системы, предназначенные для выполнения информационно-представительской функции. Информация о вузе должна быть доступна широкому кругу посетителей, начиная от абитуриентов, заканчивая промышленными партнерами.

В последние годы была проведена большая работа по превращению сайта СамГТУ в портал с многоуровневой организацией, а также к обновлению значительного числа сайтов кафедр и подразделений и переводу их на CMS Drupal.

В 2008 году разработано и утверждено Положение о сайте. В 2010 году его новый вариант (Положение о портале) подготовлен, но пока не утвержден.

В настоящее время состояние портала и основных сайтов в целом следует оценить как удовлетворительное. Вместе с тем, следует отметить, что общий уровень работ по обслуживанию портала в последний год понизился.

В частности, прекращено обслуживание сайта Пресс-центр, в котором начали появляться интересные материалы, отражающие жизнь студентов и сотрудников. Прекратился централизованный контроль за состоянием сайтов и помощь кафедрам в восстановлении или обновлении сайтов.

До сих пор неудовлетворительно выглядят сайты некоторых специализированных центров, а также сайт второго уровня «Предприятиям». В результате университет не имеет развитого средства интернет-позиционирования, позволяющего привлечь внимание к выпуску молодых специалистов и результатам научно-практической работы вуза.

Целесообразно привлечь к развитию портала и сайтов ИЦ ФГО, где имеются специалисты по маркетингу и рекламе. Практика показывает, что на факультете создаются сайты весьма высокого уровня, использующие современные решения по дизайну и технической реализации.

Помимо внешних сайтов в университете развиваются внутренние ресурсы, предназначенные для предоставления закрытой информации сотрудникам вуза. К ним относится Оперативный справочник администратора и первые версии системы интранет, задачей которой является организация электронного документооборота.

По тому и другому направлениям есть положительные наработки, однако сегодня работа приостановлена и развития эти направления не получают. Вместе с тем, при простоте используемых методов и средств такие системы решают весьма актуальные задачи предоставления сводной и аналитической информации, а также контроля за выполнением целого ряда процессов управления.

Добавим, что ИВЦ успешно выполнил хоздоговорную работу по разработке портала МЧС России, а также ряд других проектов, которые позволили освоить WEB-технологии на достаточно высоком уровне. Этот потенциал специалистов ИВЦ следует активно использовать.

Раздел 8. Задачи интеграции методических ресурсов

В настоящее время методические системы не выделены в особый класс, за исключением системы «Библиотека». Вместе с тем, методические решения требуют постоянной актуализации на основе новых материалов, полученных из внешних источников и из собственного опыта научно-практической работы. Возникают задачи структуризации, сбора, хранения и онтологического поиска информации.

Методические ресурсы сосредоточены главным образом в библиотеке, работу которой поддерживает ИТ-отдел, входящий в ее структуру. Уровень автоматизации библиотеки достаточно высокий, острых проблем здесь нет.

Гораздо слабее выглядят процессы обновления методических материалов в целом по университету. Во-первых, слабо налажен контроль за составом методических пособий и выполнением обязательных требований к срокам публикации рекомендуемой литературы. Во-вторых, нередко переиздание старых пособий заключается в смене титульного листа и незначительных правках, в то время как предполагается полное обновление материала.

Наконец, едва ли не главной проблемой является проблема структуризации методических пособий. Нередко имеются два пособия, мало отличающиеся друг от друга, но отнесенные к различным предметам или специальностям. И наоборот, отдельные актуальные вопросы плохо подкреплены пособиями. Таким образом, кроме количества необходимо поднимать и качество, а это отдельная сложная задача, предполагающая использование специальных методов обработки информации, выделения ключевых терминов, контекстного сравнения и проч.

Для того, чтобы развивать методический потенциал университета, необходимо провести исследование его текущего состояния и предложить методы, позволяющие ставить и решать задачи качественного улучшения всего множества материалов. Структура методической поддержки должна соответствовать структуре актуальных специальностей и взаимодействовать со структурой научных исследований.

Заключение

Настоящий документ является первым документом в СамГТУ, который ставит основные стратегические задачи по развитию информационной инфраструктуры.

Несмотря на возможные недостатки, документ позволяет сформулировать главные задачи и несомненно будет способствовать достижению главной цели — повышению эффективности использования информационных ресурсов университета.

Утверждение стратегии позволит перейти к формированию документов, посвященных частным задачам, в которых основные решения Стратегии будут детализированы и уточнены.