Главная

Студенческие бюро

Дефицит практики

Известно, что основной задачей университета является подготовка кадров для производства. В вузе студент получает теоретические знания и некоторые практические навыки. Тем не менее, по приходу на предприятие он вынужден стажироваться, «доучиваться», чтобы стать полноценным специалистом. Предметом стажировки являются навыки работы в условиях производства, а также некоторая специализация «под конкретное предприятие».

Известно также, что ряд успешных студентов на старших курсах помимо учебного процесса поступает на работу на какое-либо предприятие или в учреждение, пытается выполнять реальные проекты по заказу предприятий. Анализ показывает, что основной целью студента является стажировка, приобретение производственного опыта и выстраивание взаимодействия с будущими работодателями.

Внимательно изучая этот процесс, мы не можем объяснить его желанием студента «заработать деньги». Для студента важны не столько тактические выгоды, сколько формирование направления, перспектива.

Можно как угодно относиться к сложившейся практике «подработки», которая устойчиво возникла у студентов старших курсов. Однако нужно согласиться с тем, что она существует и занимает в жизни студентов достаточно серьезное место.

Идея студенческого бюро

Мы могли бы «приблизить» производство к учебному процессу, если бы «предприятие» оказалось в соседней аудитории, а его руководство координировало бы свою деятельность с графиком учебного процесса (другими словами, не перегружало бы студента практическими задачами в период сессии).

Такое «предприятие» организовать нетрудно, поскольку целый ряд вопросов на больших заводах сегодня выносится на аутсертинг, а в области, например, информационных систем, вуз имеет достаточно развитые «производственные мощности».

Однако можно пойти дальше и сформулировать задачи такого производства шире. Штаты студенческого бюро (СБ) формируются из молодых специалистов, еще не получивших диплом, речь может идти об освоении новых технологий. С одной стороны, на этапе освоения реальная ответственность не так высока. С другой стороны, молодежь лучше осваивает новое, чем старые специалисты (которые не очень охотно расстаются со старыми технологиями, поскольку потратили на них много сил).

Если период освоения, экспериментов и пилотных проектов длится около двух лет, то это как раз тот срок, за который студент успеет защитить диплом и плавно перейти со своей темой на реальное предприятие.

К этому моменту он уже познакомится со многими производственными правилами, получит опыт взаимодействия с реальными руководителями отделов и цехов, а по новой технологии станет уже «авторитетным», то есть наиболее подготовленным специалистом.

Прототипы

Идея не является новой, поскольку аналогичные структуры существовали во многих вузах. Их называли СНО — студенческое научное общество, СКБ — студенческое конструкторское бюро, Виртуальный завод.

В рамках таких структур студенты сочетают получение теоретических знаний от ведущих специалистов, практику выполнения проектов, знакомятся с организацией реального производства и его особенностями, получают навыки коллективного решения задач, расширяют свои представления об актуальных технологиях и так далее.

Студенческие производственные бюро — это мостик между лабораторным практикумом университета и производственным цехом предприятия или отделом учреждения.

Студенческое проектное бюро

В рамках Программы "Академия ЮВ" и по согласованию с Проректором СГАУ по информатике Д.Е. Пашковым, весной 2013 года в Медиацентре начинается формирование Студенческого проектного бюро.

Первым шагом к организации бюро является выполнение подготовительной Учебно-производственной программы, которая позволит проверить уровень заинтересованности студентов, наличие специалистов, направляющих работу СПБ, выделить актуальные проблемы, подобрать актуальные технологии, определить заинтересованность потенциальных заказчиков и так далее.

Основные цели УПП

Программа ориентируется на студентов 2-3 курсов, которые затем продолжают заниматься проектами по индивидуальным планам и с ориентацией на предполагаемое место работы. Тематика Программы на первом этапе ограничивается вопросами ИТ-технологий, поэтому главный состав формируется на базе ИТ-факультета.

Студенты получают:

  • Практические знания по основным современным информационным технологиям,
  • Навыки работы в условиях, приближенных к производственным,
  • Опыт участия в системных проектах по выбранным направлениям,
  • Организационные навыки планирования и отчетности.

Университет получает:

  • Результаты выполнения проектов, которые можно использовать в учебном процессе в качестве лабораторных макетов и проч.,
  • Оценку освоения студентами тех или иных теоретических и практических методов, возможность корректировки рабочих программ по дисциплинам.
  • Группу активных студентов, представляющих интерес для пополнения состава кафедр и подразделений управления, а также для индивидуальной подготовки по заказам от предприятий и учреждений.
  • Предварительно проработанные пилотные версии перспективных проектов.

Программа предусматривает следующие виды работ:

  • Теоретическая подготовка в вопросах системного анализа
  • Техника моделирования процессов управления на предприятии и в учреждении
  • Технологии разработки проектов в сфере административного управления
  • Методы оценки систем управления, выделения узких мест и планирования
  • Вопросы практической организации деятельности ИТ-подразделения
  • Работа со средствами мониторинга управления и проектирования
  • Технологии системной интеграции в области управления
  • Методы формирования и развития систем управления сложными объектами