Главная

Ассоциация учебных центров

Что такое учебный центр и причины его существования

В идеальном случае схема подготовки специалистов для работы на предприятии включает в себя целый ряд элементов - от школы до цехов подготовки непосредственно на предприятии. Простейшая модель схемы линейна, элементы следуют один за другим. Непосредственно перед предприятием находятся высшие учебные заведения, поэтому предполагается, что выпускник вуза = специалист начального уровня предприятия. Однако, в реальности для того, чтобы стать специалистом даже начального уровня, выпускнику необходимо пройти цикл дополнительной подготовки, которая даст ему знания и навыки, недополученные в ходе обучения в университете.

Критиковать схему обучения в вузе бессмысленно, т.к. подготовить специалиста предприятия для ЛЮБОГО предприятия, даже в рамках одной отрасли, невозможно. Причины ясны - на предприятии не используются ОБЩИЕ технологии и ОБЩИЕ подходы к решению конкретной задачи. Методы и средства являются вполне конкретными, что требует овладения именно ими (общие знания позволяют понять принцип работы, но не позволяют выполнять эту работу).

Таким образом, рассматривая цепочку подготовки специалистов, легко обнаружить, что выходные ресурсы университета рассогласованы по параметрам со входными ресурсами предприятий. Чтобы снять эту проблему в схему вводится еще один тип элементов - учебные центры. Их задачей не является фундаментальная подготовка с начального уровня. Они ориентированы на работу с выпускниками, имеющими достаточно серьезную подготовку и способность принципиально понимать и решать проблемы. Целью работы учебных центров является дополнение университетского образования до уровня того или иного конкретного предприятия. Отсюда следует и принцип организации работы - вместо длительных и всеобъемлющих программ, обучение ведется по отдельным курсам - все необходимые знания можно получить путем комбинирования различных курсов-модулей.

Так как спектр технологий предприятий (которыми мы называем также и все фирмы, и все организации) даже в рамках одной отрасли достаточно широк, то появляется потребность в дополнительном обучении специалистов различных направлений. А так как роль информационных систем чрезвычайно высока, а сами системы достаточно разнообразны и сложны, то и наиболее активными участниками рынка дополнительно обучения становятся учебные центры по информационным технологиям.

По количеству предложений по дополнительному обучению можно смело судить о количестве и уровне развития учебных центров. Их уже достаточно много, уровень работы у всех приблизительно одинаковый - скажем прямо низкий.

Почему это так? Рассмотрим пример.

Пример создания учебного центра

В любом коллективе есть, как правило, люди, интуитивно чувствующие важные моменты в развитии системы. В определенный момент стало ясно, что мобильные центры дополнительного обучения должны существовать наряду с вузами. Должны - значит надо сделать. Как? Определить интересные направления, обучить преподавателей, закупить или разработать методику обучения, обеспечить помещениями, программным обеспечением и т.п. Все сделали, создали центр. Что дальше? А дальше не так интересно и весело. Центр должен РАБОТАТЬ, приносить ПОЛЬЗУ и ПРИБЫЛЬ. Ну, или хотя бы просто работать. И уже для этого необходимо обеспечить администрацию этого центра - как минимум людей, ответственных за оперативную работу и работу по развитию. Уже 2 человека, по крайней мере один из них должен обладать хотя бы мало-мальским стратегическим видением, а второй должен все время находиться на месте - вдруг придут клиенты (деньги)? Людям надо платить зарплату, а зарплату надо где-то брать. Появляется жизненная необходимость в получении финансов, которых нет, если нет заказов. Заказы, в свою очередь, не появляются, если не ведутся работы по поиску заказчиков, информирование, реклама, семинары, конкурсы и пр.

Что делать?

Получается, что один маленький центр, имеющий весьма ограниченный бюджет, должен нести бремя затрат на заработную плату, рекламу и пр.

Больше того, один из распространенных сценариев таков: заказ не может быть удовлетворен полностью, поэтому он не удовлетворяется никак - один центр не может иметь преподавателей по всем направлениям, однако все стремятся закрыть преподавателями наиболее актуальные направления обучения.

Получается ситуация, когда много автобусов ездят по одной и той же дороге и жалуются, что рейс по этой дороге убыточный. А в то же самое время по дороге рядом ходят люди, расстроенные тем, что маршрутов по ней нет.

Рассмотрев проблему в комплексе, в рамках общей системы подготовки, нетрудно прийти к выводу, что координация всех центров (автобусов) может осуществляться совместными усилиями их руководителей. Видно, что возможно сотрудничество по поводу совместного использования помещений, преподавателей, администраторов.

Объединение (ассоциация) предполагает также формирование некого общего имени - торговой марки для совместного продвижения ее на рынке. Если это так, то возможны совместные предложения (под единой маркой) комплексных программ, рекламные мероприятия (включая олимпиады, семинары и т.д.), выход на более крупных заказчиков (которым интересны КОМПЛЕКСНЫЕ программы) и пр.

Сразу же встает вопрос - центров много, просто объединить их нельзя (в силу ряда причин), выходят они под единым именем, каким образом будут оформляться отношения с заказчиком и дальнейшее распределение средств? Вопрос можно решить достаточно просто, сформировав отдельные соглашения между участниками ассоциации или выработав единый формат. При этом стороной, принимающей деньги от заказчика может являться любой учебный центр (или тот, участие которого в процессе обучения наиболее значительно). Это уже детали.

Предложения

  1. Определить состав участников
  2. Совместно выработать форму организации (ассоциация, общественная организация, джентльменский клуб и т.д.)
  3. Предложить интегрированные механизмы работы с клиентами, включая "горячую линию", маркетинговые мероприятия, агитацию, сайт
  4. Проработать общую политику по подготовке преподавателей
  5. Проработать финансовые механизмы
  6. Организовать связь с предприятиями (для формирования комплексных заказов)

Геннадий Николаев,
Руководитель УЦ СамГТУ & SoftLine Academy